«Мужская традиция в казачестве»

      Лекция-концерт  под таким названием в рамках культурно-просветительского проекта «Мастера сцены – жителям Дагестана» 20 сентября была проведена Государственным кизлярским терским ансамблем казачьей песни  для школьников Тарумовского района.

   Как сказала  методист по воспитательной работе отдела образования Тарумовского района Айшат Магомедова, в Межпоселенческий центр культуры и досуга села Тарумовка послушать творческий коллектив из Кизляра приехали учащиеся и их  педагоги  из Александро-Невской, Ново-Дмитриевской, Таловской, Юрковкой, Привольненской школ, пришли ребята из Тарумовской СОШ. Были на концерте и  работники культуры.  

   Терский ансамбль не впервые приезжает с концертными программами на гостеприимную Тарумовщину. Радушно встретила артистов художественный руководитель Центра культуры, заслуженный работник культуры РД  Жанна Алиева. В этот раз кизлярский творческий коллектив  представил вниманию собравшихся тематическое мероприятие, рассказывающее о быте, традициях, веровании, культуре казачества. Из уст ведущей и автора сценария – артистки ансамбля Вероники Чалаевой ребята узнали о казаках, о том, чем  интересен этот народ, о мужской традиции в казачестве. 

    Уже около пяти веков на Кавказе живут казаки, в том числе на территории нашей республики. Дагестан – это уникальный регион, ставший родным домом для представителей разных народов и этнических групп,  живущих в согласии, и каждый особо хранит свои обычаи, обряды, образ жизни и культуру.

   Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казачества, которые, в свою очередь, являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Большинство казаков всегда исповедовали православную веру. Она являлась духовным стержнем этого народа. Для казака священны 10 заповедей: «Честь и доброе имя для казака дороже жизни», «Казаки все равны в правах. Помни! Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии!», «По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем», «Служи верно своему народу, а не вождям», «Держи слово! Слово казака дорого!», «Чти старших. Уважай старость», «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа!», «Погибай, а товарища выручай!», «Будь трудолюбив. Не бездействуй», «Береги семью свою. Будь примером!».

   Замечательны заповеди казаков. Они актуальны и сегодня, когда воины-казаки в составе ограниченного контингента наших войск доблестно защищают Родину на полях сражений в зоне СВО

     Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная, очень интересна и уникальна история казачества. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене. Дед при встрече с внуком надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет уже свободно скакали по степи. Каждый казак с самого детства знал заповедь: «Люби Родину, ибо она – твоя мать!» и был ей верен, а главное призвание казака – быть военным.

    Жизнь у казака была нелёгкой. Если вдруг начиналась война, казак садился на своего верного коня, брал шашку в руки и шёл воевать, защищать свою Родину, свой край и свою семью. Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты.

   Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на Кругу  решали скоро и справедливо. По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки. Казаки говорили: «Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков». Таковы были казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами, простые и чуткие, как дети, в обыденной жизни. Казаки были неподкупны, предательства среди них, среди природных казаков не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников.

    Казаки в любые времена являлись опорой и военной силой Русского Государства. Защита границ Отечества становилась традиционным занятием казаков. Их всегда отправляли в самые непроходимые места и на важнейшие рубежи, где больше никто не устоит. И крайне редко за это полагалась какая-то награда. Служили и кровь лили не за награды. А за землю, свободу, атамана, родных, оставленных в станицах. Достойно умереть считалось в справедливом бою. Смерти не боялись. Ее славили и воспринимали как часть жизни. Если надо было умереть, умирали.

    Ну а какой  казак без песни?!  Песни – это душа казаков! Они, как летопись, хранят память о сражениях и походах. Пели их люди, горячо любившие свою землю, готовые служить Отечеству и защищать его от любых врагов.

    Немало казачьих песен посвящены любви к Родине, родной земле. Её казаки всегда бережно хранили, как и свой быт и традиции. Нет такого события в жизни казака, которое не раскрылось бы в песне. В песне – вся правда, где эмоции плещут через край, и она увлекает настолько, что пропускаешь через себя всё, о чём в ней поётся. А так как  культура и быт терских казаков складывались под влиянием горского населения, значит, и ритмы в казачьих песнях сродни горским.

    Повествование ведущей о казачестве перемежевалось с исполнением артистами Терского ансамбля казачьих песен – походных, строевых, разудалых, лирических. В концертной программе прозвучали и зажигательные казацкие лезгинки. Лезгинку «пели» (именно пели!).  Казаки – единственный народ,  для которого петь и танцевать при исполнении лезгинки – неотделимое целое. Казачья лезгинка или как ее называют казачья Братина – один из наиболее любимых и зажигательных танцев у преимущественно терских и кубанских казаков.

   На самом деле, для многих не посвященных может оказаться достаточно большим сюрпризом увидеть казаков, исполняющих, казалось бы, далекий и чуждый им танец. Для казаков лезгинка – своего рода состязание, возможность продемонстрировать свои умения, свою ловкость, гибкость и способность владеть шашкой или кинжалом, которые они любили, гордились и к которым бережно относились, отводя им почетное место в доме…
   Для собравшихся на лекцию-концерт школьников  многое из услышанного было откровением. Артисты Терского ансамбля помогли им узнать о народе, проживающем рядом с ними, культура, традиции, быт  которого во многом схожи с дагестанскими. В концерте солировали заслуженные артистки РД Зоя Паршина и Татьяна Несина, Павел Балахонов, Ирина Радько, Юрий Федоров, Евгений Ситало. Украшала исполняемые произведения танцевальная пара в составе Любови Бойко и Павла Балахонова. Последний продемонстрировал элементы фланкировки казачьей шашкой, чем вызвал восторг зрителей.

   Государственный кизлярский  терский ансамбль казачьей песни  выступал  перед школьниками Тарумовского района, реализуя социальный проект «Пушкинская карта». Впервые побывали на концерте известного в Дагестане коллектива учащиеся 9 класса Ново-Дмитриевской школы с классным руководителем З.А. Акмурзаевой. Зульфия Алевдиновна перед началом мероприятия сказала, что ждет интересную, познавательную для учащихся программу. И ожидания ее не обманули: коллектив Терского ансамбля  (художественный руководитель – заслуженный работник культуры РД Валерий Митьковец)  был на высоте, сделав для собравшихся в уютном зале Тарумовского центра культуры праздник в будний сентябрьский день.

                                                                                                                                 Татьяна Иванова

   На снимках: Терский ансамбль выступает в Тарумовке

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *